Вы находитесь здесь: Главная > Развитие речи > Разговорить ребенка с аутизмом

Разговорить ребенка с аутизмом

Практические советы для обучения аутичных детей общению по материалам книги Ф. Зюсманн “ Больше, чем слова” (F. Sussman “More than Words”)

ДАЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОВОД ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.(Give your child a reason to communicate).

Имеется тенденция, что родители держат всё, что может потребоваться ребенку, в пределах его досягаемости: его любимые игрушки на самой нижней полке и т.д. Но если у вашего ребенка не будет никаких трудностей с получением того, что он хочет, у него так же нет нужды обращаться к вам. Вы должны создать ситуации, побуждающие его к общению. Следующие советы могут помочь вам устроить ситуации, которые подтолкнут вашего ребенка к взаимодействию по разным причинам: для просьбы, отказа, приветствия, комментария, и выбора.
Эти советы подходят для детей всех уровней, но они должны быть готовы. Способы помочь ребенку научиться обращаться с просьбой. Положите его любимые вещи в поле его зрения, но ВНЕ предела его досягаемости.

  • Положите любимую еду на верхнюю полку буфета, где он может её видеть, но не может достать.
  • Положите его любимую видеокассету на полку вне предела его досягаемости, но так, чтобы он видел.
  • Положите любимые конфеты в прозрачную емкость, которую ему сложно открыть.

Используйте “people-toys” (народные игры) (пт).

ПТ – это игрушки, которыми сложно играть, такие как юла, мыльные пузыри, музыкальные шкатулки, и которые подталкивают вашего ребенка к взаимодействию: вашему ребенку понадобится ваша помощь, чтобы заставить игрушки “играть”. Даже если ребенок сам научиться играть ими, вы можете показать ему, что играть вдвоем намного интереснее, чем одному.

Ниже даны некоторые примеры. Дайте ребенку некоторое время, чтобы он сам подумал над тем, как использовать каждый из них и подождите, когда он растеряется или попросит вашей помощи. Затем вступите в игру и заставьте игрушку заработать. Иногда он сам выяснит, как ей пользоваться. Когда такое случается, празднуйте его успех объятием или “Ура!”, а затем найдите другую игрушку ПТ.

Заводные или сжимаемые игрушки.

Прыгающая лягушка или двигающийся поезд могут также понравиться вашему ребенку. Сжимаемые игрушки также забавны. Это игрушки, которые активируются, когда вы сжимаете маленькую ручную воздушную подушку. Заставьте игрушку идти. Когда она остановится, отдайте игрушку ребенку и ждите его просьбы завести её снова. Пузыри Надуйте несколько мыльных пузырей. Как только ребенок заинтересуется и начнет за ними наблюдать или лопать, прекратите. Подождите, пока он вас не попросит так или иначе повторить. Или, надуйте пузырь, чтобы привлечь его внимание. Надуйте еще один, а потом сделайте паузу, держа руку наготове у рта. Подождите его просьбы об еще пузырях. Шары Надуйте воздушный шарик, а потом выпустите из него воздух (возможно, ему понравится, если вы отпустите и шарик полетать в воздухе). Затем возьмите шарик в рот, и ждите, когда он как-нибудь попросит вас надуть по новой. Или надувайте шарик частично. Затем, с шариком во рту, ждите его просьбы. Заведите следующие игрушки: музыкальная шкатулка, юла и выпрыгивающий клоун, и когда они остановятся, ждите его просьбы повторить.

Создайте свои игрушки!

Смешная шапка. Оденьте смешную шапку на голову и подтолкните ребенка её стянуть. После проделывания это несколько раз, оденьте шапку, но усложните задачу для него – пусть ему будет сложно её достать. Ждите, чтобы он так или иначе попросил шапку. Вы можете использовать вместо шапки солнечные очки или другую выделяющуюся одежду, например мягкий шерстяной шарф.


Вода. Водяной фонтан может стать игрушкой. Включите воду и пусть ребенок поиграет. Затем выключите, пусть он попросит включить.


Зеркало.
Многие дети, особенно те, которые привлекательны внешне, любят свое отражение в зеркале. Воспользуйтесь его интересом и поиграйте с ним в игры. Уведите ребенка прочь от зеркала, и спросите: “Где Катя? (Миша, Петя…)”, а затем выпрыгните перед зеркалом с ним “Вот Катя!” После нескольких раз, удерживайте его подальше от зеркала подольше. Пусть он даст вам знать, что хочет увидеть себя, перед тем как выпрыгнуть. Зеркала также идеально подходят для копирующих игр. Дотроньтесь до носа мамы, потом до носа ребенка; до глаза папы, затем до глаза ребенка и т.д. Вы можете играть в любую игру перед зеркалом или петь песню перед ним.

Предлагайте вещи по частям.

Если вы будете давать ребенку то, что он хочет, все сразу, то у него нет нужды к вам обращаться. Давая ему это маленькими порциями, вы предоставляете ему причину сообщать вам его нужды. Разломайте печенье, картофельные чипсы на части и давайте ему по одной части за раз. Таким образом, он будет обращаться к вам снова и снова. Давайте одну деталь от паззла за раз. Некоторые игрушки легко выдавать по частям, потому как они состоят из нескольких частей. Выдавая ему паззлы, конструкторы, кольца и т.д. по частям, вы даете ему шанс обращаться к вам повторно, чтобы завершить свою конструкцию. Если он попытается вырвать все из вашей руки, спрячьте, а потом покажите, когда он попросит, (можно прятать в рукаве или кармане).

Все, кроме одной Выдавайте ребенку все, кроме одной части, которая ему потребуется. Держите эту часть вне предела его досягаемости, но в поле его зрения. Например, выдайте ему бумагу, но не давайте ножниц, или дайте ему банку с мыльной водой, но не давайте рамку для надувания пузырей.

Способы помочь ребенку сказать “Нет”, “Хватит”, “Все”, “Стоп!” Предлагайте самую нелюбимую вещь. Предложите вашему ребенку пищу, напиток или игрушку, которую он не любит, чтобы дать ему возможность выразить, сказать “НЕТ!” Позвольте ребенку закончить деятельность. Подождите, пока ребенку не надоест, наскучит какая-нибудь деятельность, а затем позвольте ему вам сообщить или через мимику, звук или слово, что ему достаточно. Например, продолжайте качать его на качелях (хотя, аутисты “известны” своей любовью к качелям, скорее вы устанете его качать), играйте в игру снова и снова. Или позвольте ему долго играть какой-нибудь игрушкой, а потом соблазните его прервать игру с ней, показав что-нибудь еще, что он любит. (Внимание: иногда он слишком быстро закончит свою деятельность, а иногда вы устанете и заскучаете раньше). Способы помочь ребенку сказать “привет” и “пока”.

Используйте щенков или мягкие игрушки. Спрячьте щенка или игрушку под столом, а потом позовите его по имени: “Шурик!”. Покажите игрушку, помашите ею, и скажите “привет!” Повторите это действие несколько раз и подтолкните ребенка помахать или поздороваться. В конце, покажите игрушку и подождите реакции ребенка: помахать или сказать “привет” самостоятельно.

Используйте свое окно Встаньте рядом с окном, махая и приветствуя каждого прохожего или машину, которая проедет. Затем через некоторое время, после очередной машины или прохожего, ничего не говорите и не делайте. Пусть ребенок сделает это самостоятельно. Способы подтолкнуть ребенка взаимодействовать или комментировать: делайте неожиданное. Создайте предсказуемые процедуры, а затем сделайте сюрприз. Когда ребенок привыкнет, что что-то всегда делается одинаково, сделайте неожиданное! Смена рутины воодушевит ребенка среагировать на сюрприз и, возможно, поговорить об этом. Здесь несколько примеров возможных сюрпризов. Прячьте вещи в необычных местах. Положите его любимую игрушку в ящик с его одеждой и подождите, когда он обнаружит сюрприз. Положите его фотографию между страниц книги, которую он просматривает. Храните молчание.

  • Просматривайте книги. Указывайте и называйте картинки. Затем укажите на картинку и ничего не говорите.
  • Смотрите в окно и выказывайте восторг тому, что вы видите: “Смотри, грузовик!”, “Смотри – кошка!”. В следующий раз, когда увидите что-нибудь интересное, продолжайте выказывать восторг, но не комментируйте.
  • Позвольте ребенку распаковывать продукты. Выказывайте большой интерес каждый раз, как достаете что-нибудь из сумки, и называйте это. Когда наступит очередь любимого лакомства, подождите, когда он оживиться или назовет его. То же самое можно проделывать в продуктовом магазине: “вот молоко”, “вот сок”. Затем встать напротив его любимой еды и ждать его реакции. Если вы думаете, что он может назвать еду, можете помочь ему : “а вот и…” и дайте ему завершить предложение.

Предложите что-нибудь другое. Играйте игрушками, которые используют несколько частей, как паззлы, матрешки, блоки, конструктор и т.д. Давайте ребенку по одной части за раз. Затем дайте что-нибудь совершенно отличное, или часть, которая не подходит, и ждите его реакции. Удивите запахом. Дайте ребенку понюхать что-нибудь, что он может учуять, но не может увидеть. Будьте воодушевлены и комментируйте. К примеру, положите в духовку пиццу, принюхайтесь явно к воздуху и скажите “мммм, ням-ням, пицца!” После нескольких раз, только принюхайтесь к воздуху и ждите какой-либо реакции ребенка. Удивите прикосновением. Помещайте руку вашего ребенка в холодную, липкую или мокрую субстанцию несколько раз, пока не выработается шаблон. Вы можете использовать пудинг или даже воду. Каждый раз, воодушевленно описывайте ощущение (“липко!”, “мокро!”). Затем поместите руку ребенка в совершенно отличную субстанцию и наблюдайте за реакцией. Используйте творческую “глупость”. Дети обожают, когда родители ошибаются. Сделайте что-нибудь глупое, и ваш ребенок обратит внимание. Когда одеваете ребенка, “нечаянно” забудьте что-нибудь из одежды, или сделайте что-нибудь неправильно. Например, ботинок носком назад.

Используйте ситуации, когда что-то идет не так.

Когда что-то идет не так как запланировано, используйте это время, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Например, когда его обед слишком горячий, не просто подуйте на него или помашите, а преувеличьте ситуацию и обыграйте, как будто это большое событие: “о!о! Слишком горячо!”. Если вы усилите ваши действия поддуванием или помахиванием, ваш ребенок может решить, что это что-то забавное, волнующее и, возможно, захочет принять участие. Когда все идет гладко, сделайте что-нибудь не так. Например, “нечаянно” уроните вилку во время обеда.

Притворитесь, что вы не знаете, где вещи.

Если вы притворитесь, что не знаете, где вещи, вы и ваш ребенок можете искать вместе. Он может произнести или сделать что-то новое в этой необычной ситуации. К примеру, как выходите из дома, заметьте, что не взяли его обед, перчатки или школьную сумку. Когда ребенок просит что-нибудь, например, свою игрушку, действуйте, будто они потерялась. Преувеличьте ваше расстройство и ждите его реакции. Притворитесь, что что-то сломано, когда это не так. Ваш ребенок ожидает, что все будет работать. Как он поведет себя, если что-то не будет?

Попробуйте вставить ключ в дверь неправильно. Скажитесь “о! ключ сломан!” Подождите, когда ребенок даст вам знать, что он чувствует в этой ситуации. Притворитесь, что вы не в порядке

Соорудите ситуацию, когда вы “сломаны”. Например, не можете видеть того, что видит ребенок, или не можете слышать то, что может он. Играйте так долго, пока ребенок не слишком расстроится.

Способы помочь ребенку сделать выбор. Когда вы даете ребенку сделать ребенку, вы позволяете ему посылать вам сообщения и выражать, что он чувствует. Представьте, чувство силы, радости, когда ребенок чувствует, что может сказать вам, что он хочет жестами, рисунками или словами! Подтолкните ребенка делать выбор, основываясь на его предпочтениях и “нелюбовях”. Начните с легких выборов Проще всего ребенку сделать выбор между двумя вещами, которые он может видеть: одно, что он действительно любит, а другое не любит. Держите выборы перед ним.   Сначала, предлагайте любимую вещь последней. Если ребенок только учится делать выбор, он часто выбирает последний объект, который ему предлагают. Он делает это, потому что это последний объект на который он смотрит. точно так же, как в эхолалии он повторяет последнее слово, которое слышит. Помня об этом, предлагайте наиболее вероятный выбор после менее вероятного варианта. Позже, предлагайте наиболее вероятный выбор первым Когда ваш ребенок уже опытен в выборе (повторяет несколько слов, которые слышит), предлагайте любимый вариант первым. Ведь надо убедиться в том, что он действительно делает выбор, а не просто берет последнюю вещь.

Давайте ему зрительные подсказки. В начале, вашему ребенку могут понадобиться зрительные подсказки для выбора. Вы можете держать настоящие объекты в руках, указывать на настоящие объекты или указывать на рисунки с ними. (Если вы держите их в руках, возможно, ребенку будет проще, если вы будете держать их друг над другом, нежели рядом). Поэкспериментируйте и с объектами, и с картинками, чтобы посмотреть, как ребенку понравиться больше. Некоторые варианты:

  • “Ты хочешь шапку или мыло?” (перед выходом на улицу)
  • “Ты хочешь молоко или сок?” (когда вы точно знаете, что он захочет что-то одно)
  • “Ты хочешь поиграть с мячом или посмотреть видео?” (вы знаете, что он предпочтет что-то одно)

ДА/НЕТ выбор. Если вы хотите потренировать ребенка отвечать да/нет, вы можете предлагать ему что-то, что вы знаете что он точно захочет или наоборот, точно не захочет. Пусть он видит оба предмета, чтобы он понял, что ему надо выбрать между двумя предметами. Например, держите паззл и куклу в другой руке. Вытяните куклу: “хочешь куклу?” Подтолкните его сказать “нет”. Если ребенок не может ответить, ответьте за него и покажите ему что он может сказать. Затем вытяните паззл: “хочешь паззл?”, помогите ему сказать “да”.

ОБОБЩЕНИЕ.

Для ребенка требуется время, чтобы начать общаться. В этой главе было рассмотрено 4 цели, к которым может приблизиться шаг за шагом ребенок:

  1. взаимодействовать с вами и другими людьми,
  2. общаться новыми способами,
  3. общаться для новых целей,
  4. понимать связь между вашими словами и тем, что происходит в мире.

Цели, которые вы перед ним поставите, зависят от того, на какой стадии взаимодействия с миром находится ребенок. Если ваш ребенок не посылает вам никаких сообщений напрямую, не ожидайте, что он сразу заговорит. Однако, ожидать, что он начнет обращать больше внимания на вас, — вполне реальная цель. Путем постепенной и последовательной переоценки целей и определения новых, вы поможете ребенку достичь полного раскрытия его потенциала. Во второй главе мы посмотрели, как вы можете дать ему толчок для общения. Когда вы делаете игрушки или еду менее доступной, или действуете творчески “глупо”, вы даете ребенку больше возможностей для общения. Вы как строитель и разработчик его среды, в которой бы он реагировал и отвечал на ваши действия.

Автор перевода  неизвестен. Большое спасибо!

Оставить комментарий