Революция в аутизме

В 2013 году вышла книга доктора медицины Марты Герберт и Карен Вентрауб «Революция в аутизме: стратегии всего тела, чтобы сделать жизнь такой, какая она должна быть».

Доктор медицины, невролог Мартой Герберт, много лет изучала и лечила пациентов с аутизмом в Массачусетском Госпитале. По словам автора, ее взгляды на аутизм в последнее время стали сильно отличается от взглядов многих других людей.

Исследуя вопросы неврологии, генетики и метаболизма в большом госпитале, Марта Герберт заметила, что дети с аутизмом редко имеют серьезные сопутствующие заболевания. Однако исключительно здоровыми их назвать нельзя. Практически все системы организма ребенка с аутизмом являются не здоровыми, если здоровье определить не как «отсутствие болезни» с ее набором диагностических признаков.  Здоровье она рассматривает как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений. Дети с аутизмом разрушают виденье здоровья ребенка. Состояние их организма уязвимо, и находится в «серой зоне» между здоровьем и болезнью. И именно это может снижать и качество жизни ребенка и всей семьи, а также откладывать свой отпечаток на возможности обучения и адаптации в социуме.

Но! Не существует преодоления аутизма без любви и принятия. Система организма без этого «топлива» не работает. И вот когда изучаются и учитываются способности ребенка и присутствует опора на позитивные качества ребенка – и начинается революция в аутизм у ребенка.

Исследование Марты Герберт дало ей понимание того, что организм – это система. Аутизм – это продукт взаимосвязанных в теле процессов. Изменяя что-то одно в системе, можно добиться изменения других элементов системы, и системы в целом. Преодоление аутизма одного конкретного ребенка – это путь, который шаг за шагом позволяет изучить систему организма именно этого ребенка. Путем исследований, наблюдений, тщательного анализа, что именно помогает, а что мешает продвижению вперед. Главные проблемы аутизма – это нарушение коммуникации и взаимодействия с людьми, и стереотипные формы поведения. Любая коррекция, если она не учитывает нарушения в системе организма. Если что-то болит – знания и навыки не образуются.

Переосмысление аутизма, описанное на страницах книги, совпало с взрывом науки на многих различных уровнях. Здесь упоминаются эпигенетика, системная биология, микробиология кишечника, нутригеномика и метаболимика, а также новыми открытия в области неврологии, гастроэнтерологии, науки об окружающей среде и иммунологии.

Это книга историй успеха, которые имеют смысл биологически.

Как научить выражать свои чувства адеватно?

Есть дети, которые не могут понять, как выражать свои чувства. Несовершенная проприоцепция (ощущение своего тела в пространстве) не позволяет регулировать силу, когда ребенок гладит кого-то по голове или обнимает.
На помощь приходит поведенческий метод различения.
1. Дать ощутить ребенку, что такое гладить и нажимать, или бить, или толкать.
2. Дать инструкцию — погладь, стукни, обними, сожми.
3. Дать задание отсортировать картинки с изображением действия «бить» и «гладить» (см.рисунок)

4. Рассказать социальную историю. Лучше, если такая история будет с картинками, т.е. в виде комикса. Периодически нужно читать с ребенком эту историю.

бить и гладить

Видеолекция для родителей и специалистов

Говорят, книг об аутизме сейчас больше, чем самих аутистов.

К сожалению, вся информация, которую можно найти в книгах — быстро становится «устаревшей». Хотя бы потому, что основная литература об аутизме — на английском. Пока мы дожидаемся перевода — проходит драгоценное время, и потому мы пытаемся каждый раз «изобретать велосипед».

Мы создали курс для родителей и педагогов, у которых есть ребенок с аутизмом, или они ПОДОЗРЕВАЮТ, что у ребенка аутизм. Курс содержит также вопросы, посвященные инклюзии ребенка с аутизмом.

Аутизм: психолого-педагогічний супровід в умовах інклюзивного навчання

1. Аутизм: ознаки, діагностика, причини

1.1. Статистика аутизму
1.2. Які ознаки аутизму можуть бачити батьки і педагоги?
1.3. Які ознаки є діагностичними для аутизму, а які — ознаками інших особливостей розвитку дитини

2. Нейропсихологія аутизму

2.1. Нейропсихологія аутизму: де живуть проблеми у мозку дитини з РАС
2.2. Мікробіологія мозку та дзеркальні нейрони у дітей з РАС
2.3. Піраміда навчання Williams & Shellenberger
2.4. Чому дітям з аутизмом необхідні заняття з нейрокорекції

3. Інклюзія дитини з аутизмом в загальноосвітній простір

3.1. Піраміда навчання Williams & Shellenberger і програмові вимоги
3.2. Як складати індивідуальні програми розвитку дитини з аутизмом
3.3. Методи і прийоми для роботи з дитиною з аутизмом в умовах інклюзивного освітнього закладу.

Пока этот курс только на украинском языке. На русском будем делать по запросу.

Вот фрагмент курса — о Пирамиде обучения

Этот видеосеминар является ВСТУПЛЕНИЕМ в курс повышения квалификации в Институте специальной педагогики НАПН Украины. Сертификат накопительный, лекции — в видеоформате, ДИСТАНЦИОННО. Т.е. курс можно пройти последовательно (или не последовательно) и прослушать все лекции, побывать на семинарах, сдать все контрольные и получить в итоге серьезный документ.

Итак,
Этап 1. В январе 2017 года — видеолекция для родителей и педагогов — на безоплатной основе. После прослушивания — небольшая контрольная, успешным студентам — сертификат высылается по эл. почте или Новой почтой (по договоренности).

Этап 2. Курс повышения квалификации рассчитан на 72 часа. Из них видеолекций планируется 36 часов, остальное — просмотр видео, самостоятельное изучение, контрольные.

Этап 3. Прошедшим первые два этапа — стажировка в «Центре абилитации и коррекции «Сонячна Сова». И работа

Чтобы посмотреть семинар, нужно:

Зарегистрироваться на сайте http://edu.mir-detej.kiev.ua
Сообщить нам об оплате и данных регистрации на сайте «Центр знаний» (SMS на телефон 050-691-91-92, або лист в ел.пошту det.psiholog@gmail.com )

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Такая разная диагностика аутизма

диагноз аутизмКогда родители видят, что у ребенка проблемы в общении, развитии речи, обычно они идут к врачу или психологу. В кабинете каждого детского невролога в Украине есть Протокол обследования ребенка при подозрении на аутизм. В общем-то, должна оказываться и навигационная помощь, т.е. врач должен подсказать, к кому обратиться за точной диагностикой и коррекцией.

Это в идеале. В реальной жизни Вы можете от специалиста услышать: «Он еще маленький, еще разговорится», «У всех детей бывают истерики», «Я тоже не люблю шумное общество, люблю побыть один — и ничего, нормальный».
Что должно Вас натолкнуть на размышления — правильный ли предварительный диагноз ставит врач? Нужно ли искать специалиста для диагностики и коррекции самостоятельно?

  1. Врач смотрит на ребенка и наблюдает за ним минут 5-10, потом говорит свое мнение (или специалист по диагностике разговаривает с родителями — долго и внимательно выслушивает Вас, при этом на ребенка не смотрит) VS Диагностика аутизма по протоколу ADOS проходит 45 минут, в течение которых специалист наблюдает за ребенком и взаимодействует с ним, при этом просит Вас помогать ребенку, только если он об этом попросит.
  2. Врач назначает какое-то лекарство, чтобы «запустить речь»? Ни одного лекарства от «отсутствия речи» и аутизма не существует. Врач может предложить медикаментозную поддержку при сопутствущих опасных проявлениях аутизма (агрессия, самоагрессия, антисоциальное поведение). Во всем мире коррекция отставания в речевом развитии — это работа психологов и педагогов.
  3. Вам для диагностики предлагают лечь в стационар на две недели, или «походить» в коррекционно-реабилитационный центр. Для диагностики аутизма необходимо 45 минут наблюдения и 15 минут подсчета результата! Вот чтобы диагностировать уровень интеллекта, причины плохого поведения, определить актуальные цели для развития ребенка — нужно гораздо больше времени. Потому «диагностические» две недели в «Центре коррекции» — это не только для того, чтобы поставить диагноз, но и для дальнейшей коррекционной работы.

В других странах диагноз «аутизм», поставленный одним специалистом, считается предварительным. Потому используются разные методы исследования,  например, наблюдение ADOS и интервью с родителями ADI-R. Если Вам поставили диагноз с использованием одного метода, Вы можете пойти для подтведждения / опровержения мнения подсчетов и мнения специалиста. Что нужно учитывать?

  1. Квалификацию специалиста. Конечно же, к студенту Вы не попадете, но если это человек, который видел раньше детей с аутизмом только на видео, или в сертификате написано «Заочное участие», то вряд ли его диагностика будет квалифицированной.
  2. Опыт практической работы с детьми с РАС. Если Вашего ребенка диагностирует специалист из психиатрической больницы, то он обычно видит детей с тяжелыми проявлениями аутизма. Потому «легкий аутист» может восприниматься им как обычный ребенок (по контрасту), и он Вам предложит «не морочить себе голову» и «не мучить ребенка». НО тогда Вы упустите драгоценное время для коррекции. С другой стороны — Вам может встретиться специалист, который в основном работает с детьми с отставанием в речи, с детьми с РАС — только с легкими случаями (логопед). Он может Вам сказать, что ребенок «тяжелый», и нуждается в «подготовительной работе психолога» перед логопедической работой.
  3. Методика диагностики. Золотой стандарт диагностики аутизма — это протокол наблюдения АДОС и опросник для родителей ADI-R. Во всем мире специалисты проходят специальное обучение, которое позволяет им проводить диагностику одинаково — где бы они не находились: в Киеве или в Нью Йорке. Если специалист использует другую диагностику, то хорошо бы у него спросить, насколько она надежна именно для диагностики аутизма. Ведь можно провести диагностику для определения уровня развития ребенка, или для составления программы дальнейшей коррекции. Но речи о ДИАГНОЗЕ в такой методике вообще не идет.
  4. Время проведения диагностики. Наблюдение по протоколу АДОС у нас в центре длится полтора часа. За это время за Вашим ребенком будут наблюдать еще два специалиста (нейропсихолог и реабилитолог, их мнение учитывается), посчитают результат и выдадут Вам заключение о диагностике. Вы приходите только ОДИН РАЗ, и СРАЗУ получаете результат и документ. В других центрах Вам могут предложить приходить несколько раз, чтобы ребенок «привык» (для АДОС — это нежелательно: нужно, чтобы ребенок пришел в незнакомое место и взаимодействовал с чужим человеком, для других методик, менее информативных, возможно, это допускается). Вам также могут предложить прийти на диагностику в одно время, а диагноз получить через неделю (а Вы будете в это время переживать о диагнозе).

Желательно, чтобы Вы узнали обо всех моментах диагностики аутизма ДО того, как потратите время.

И еще несколько наблюдений по диагностике аутизма АДОС. Можно иметь пакет для наблюдения, можно пройти курс, иметь сертификат, но диагностировать НЕПРАВИЛЬНО. Обратите внимание на диагностику АДОС: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

  1. Ребенок приходит в комнату, в которой проводится диагностика ВПЕРВЫЕ. «Чистый» вариант эксперимента — это чужой взрослый в чужом месте, взаимодействие на незнакомой территории. Если Вам в другом месте предложат перед диагностикой «прийти познакомиться с тетей, которая будет проводить диагностику» — это нарушение протокола, а значит — неправильная диагностика.
  2. В комнате не должно быть других игрушек, кроме тех, которые должны быть использованы в протоколе АДОС. Для неговорящего ребенка должны быть: машинка, кубики, мячики, игрушка по принципу «нажми — получи ответ», «Петрушка» (выпрыгивает из музыкальной шкатулки), кролик или котик, или машина на дистанционном управлении, мыльные пузыри, шарики, посудка, кукла, пищевой контейнер (в который прячут лакомство для Вашего ребенка), самолетик, лягушка, полотенце или салфетки, детская книга. Все, что не используется НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ: картинок, коробок и книг на полках — все должно быть убрано с поля зрения ребенка. Мы готовим комнату для диагностика перед каждым ребенком. Тщательно убираются все лишние предметы.
  3. Если ребенок не может расстаться с какой-то игрушкой во время исследования — это учитывается в протоколе, по требованиям методики такая игрушка убирается с поля зрения ребенка (ребенка отвлекают другой игрушкой).
  4.  Подсчет результатов должен проходить СРАЗУ после диагностики. Т.е. посчитать с СКАЗАТЬ Вам результат специалист должен ПО ТРЕБОВАНИЯМ МЕТОДИКИ не на следующий день, а СРАЗУ. А вот заключение могут переслать по эл. почте позже, или будут согласовывать его с «руководителем», которого не было на самом исследовании.
  5. Видеокамера в комнате для диагностики — тоже ЛИШНИЙ предмет. Она может помешать правильности диагностики, если ребенок заметит камеру и будет отвлекаться на нее. И в любом случае, снимать видео специалисты могут только при Вашем согласии.

У нас диагностика аутизма проходит соответственно правилам, принятым во всем мире!

Тренажер для неговорящих детей

telefoniНа каком-то этапе нашей работы с неговорящими детьми у меня возникла гипотеза, что ребенок, хорошо воспринимающий свое изображение в видео, будет хорошо реагировать на особое видео — себя ГОВОРЯЩЕГО. На сегодня через этот эксперимент прошло 8 человек.
Поясню суть эксперимента. Фотография ребенка особым образом обрабатывается, ей «раскрывают» рот и дают «сказать» 20 основных звуков, с которых, собственно, начинается исследование речи в протоколе VB-MAPP. Всего ребенку предлагается повторить 20 звуков и их сочетаний (на видео — первых четыре).
Ребенку «помогает» говорить любимый мульт-герой. Для нашего эксперимента мы делали мультфильм с Лунтиком, но представители Лунтика «наехали» на нас, потому впредь будем для общего обозрения ставить видео с солнышком. Однако для личного пользования детей мы будем давать-таки видео с ЛЮБИМЫМ мульт-героем. Это принципиально важно!
Тренажер для неговорящих детей применяется в обучении, когда звуку мы даем соответствие-междометие, дается также соответствующая картинка.
РЕЗУЛЬТАТ применения такого средства обучения говорению: сначала ребенок радуется, видя свою фотографию, потом удивляется, что он на фотографии ГОВОРИТ. Потом начинает повторять!
Весной удивительная девочка из Красноармейска, которая умеет говорить С ЗАКРТЫМ ртом (но никто не понимает этой «речи», кроме сестры) впервые совершила «эхо-реакцию» открытым ротиком вслед за Лунтиком.

Не просто жесты

telefoniРодителям детей с аутизмом и специалистам известно, насколько бывает сложно научить ребенка языку жестов. Иногда речь идет даже не о языке, а о простых единичных жестах — хлопнуть в ладоши вслед за мамой, поднять руки вверх. Такие задания называют «имитацией», и они играют важную роль не только и не столько в развитии физическом, но в социальном развитии. Ведь для того, чтобы повторить движения за другим человеком, нужно:

  • услышать инструкцию «Сделай так!»
  • увидеть другого человека, который делает движение
  • сделать такое же движение
  • проконтролировать, правильно ли сделано движение

Среди всех жестов особенными являются «пинцетный захват» и «указательный жест».

У «нормотипичного» ребенка пинцетный захват является новообразованием 6-9-месячного возраста. Малыш берет пальчиками мелкие предметы, поднимает мелкий мусор, «приучая» родителей к чистоте. На самом деле — это одна из первых нейрокинематических цепей, которые замыкаются у ребенка для улучшения взаимодействия с миром.  В будущем взаимодействие большого и указательного пальцев дадут возможность правильно держать ручку и писать.

Но давайте посмотрим глубже. Что означает, например, соединение указательного и большого пальца в йоге?  Приведем, например, описания некоторых мудр, которые используют это соединение.

Мудра знания
Мудра Знания

Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
Показания:  бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.
Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

С точки зрения нейрокоррекции очень важно КАК именно формируется и происходит этот жест. Один из основных этапов — это противопоставление большого пальца всем остальным. В этом — смысл потешки о сороке-вороне. Причем «наказывать» нужно именно большой палец, а не мизинец, как пишут некоторые авторы. Выпячивание большого пальца в жесте «все в порядке» оказывается, улучшает «сознательное влияние на головной мозг. И массаж подушечки большого пальца дает возможность повысить работоспособность, память и внимание.

А теперь обратимся к указательному жесту.

Современные малыши, к сожалению, часто «теряют» его.  Указательный жест формируется позже, чем у их родителей. Причина? Вы удивитесь, но это — гаджеты. Годовалый малыш может не уметь переворачивать страницу книги, но умеет «листать» сенсорный экран — большим пальцем или боковой поверхностью указательного. При этом самого смысла указывания НЕТ. Но есть противопоставление указательного пальца остальным (в противовес «правильному» противопоставлению большого пальца. В итоге — указательный палец оказывается «не натренированным» показать пальчиком на картинку в книге или на самолет в небе. И малыш показывает всей рукой, ладонью, большим пальцем.Мудра указательный

Какой же нейрокинематический смысл указательного жеста? Ответ — в использовании мудры «Зуб Дракона«.

Показания: эмоциональное напряжение, тревога, беспокойство, меланхолия или депрессия. Улучшает работу мозга, активизирует память, способствует концентрации.
Методика исполнения: 

  1. Из положения выпрямленной ладони, сгибаем средний палец, безымянный и мизинец в среднем суставе так, чтобы тыльная сторона ладони и третяя фаланга пальцев образовали прямую линию. Более «жесткий» варинат, когда передняя сторона ладони и ногтевая фаланга образуют прямую линию. В этом случае третяя фаланга чуть отогнута назад.
  2. Выпрямляем указательный палец, но не напрягаем его.
  3. Большой палец прижат к ладони сбоку. Ногтевая фаланга может быть прижата к передней стороне ладони — это даст эффект на физическом уровне, а может быть отогнута наружу — это подключит ещё и эфирный уровень.

Обратите внимание: указательный жест ФОРМИРУЕТ концентрацию внимания.

Различные варианты будут способствовать проявлению качеств Зуба Дракона в разных сферах жизни и слоях энергетики.

  • Сила и могущество в духовных убеждениях, на Пути Духовного Совершенствования. Руки перед собой, указательный палец смотрит вверх, ладони на уровне лица, запястья прямые.
  • Сила и могущество, проявленная в действиях, поступках. Руки вытянуты горизонтально вперёд, запястья согнуты под углом 90градусов, ладонь смотрит от себя, указательные пальцы обращены вверх.
  • Кармическая сила и могущество, возвышение над навязанными причинно-следственными связями, признание ответственности за своё прошлое и будущее. Руки вытянуты в стороны, тело образует «крест», левая ладонь обращена влево, правая — в право, запястье согнуто, указательные пальцы — вверх.
  • Основание, сила и могущество в физическом взаимодействии, выживании, защите. Руки по бокам вытянуты вертикально вниз, запястье согнуто, ладони обращены вниз, указательный палец смотрит вперёд.
  • Гармоничное привнесение качеств силы и могущества. Руки сложены как при молитве, возле груди, основания ладоней — солнечное сплетение, ладони плотно прижаты друг к другу (согнутые пальцы будут отгибаться назад), указательные пальцы обращены вверх.

Именно из-за важности этих жестов мы уделяем им много внимания на занятиях, особенно на нейрокоррекции.

 

 

Как научить показывать, где болит

человекРебенок с аутизмом не всегда знает схему собственного тела. Бывает, что достаточно большой ребенок, выражая несогласие с собственным дискомфортом, кричит и требует помощи, однако окружающие не могут понять, что он хочет.  Потому очень важно научить ребенка показывать, где ему болит.

Но начнем сначала. Как ребенок может узнать, что у него что-то болит?

человек1

 

 

 

 

 

Мама, которая находится рядом с ребенком, часто знает, где болит, потому что отслеживает все, что происходит с малышом. Если точно известно, что у ребенка болит какое-то место (например, ударил руку), то мама должна сообщить ребенку: «Тебе болит рука».  В такие моменты ребенок связывает свой дискомфорт с тем, КАК ИМЕННО этот дискомфорт называется.Параллельно нужно учить ребенка названиям и обозначениям частей тела. Например, это может быть паззл или лото. Со становлением навыков, такие пособия могут постепенно усложняться: ребенок сможет определять, какие у него есть косточки, внутренние органы.

Когда ребенок уже знает локализацию боли (а значит знает хотя бы примерно и схему своего тела), тогда можно просить его указывать на то, что ему болит, на картинке, или на его собственной фотографии в полный рост.

Хорошо, чтобы в «походной сумке» аутичного ребенка была такая его фотография. Тогда больше вероятности, что его поймут другие люди, если нужно будет объяснить, что у него болит.

Аутизм преодоление

По оценкам экспертов Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Минздрава, примерно у 1% детей в нашей стране есть расстройства аутистического спектра. Сегодня во всем мире аутизм считается не болезнью, а расстройством развития. Причин у аутизма настолько много, что до сих пор нет их систематизации, и каждый год ученые находят все новые аспекты для выявления причин аутизма. В последнее время все чаще встречаются генетические исследования этого феномена. А отсутствие вероятной причины объясняет то, что до сих пор НЕТ лекарства от аутизма. Зато есть научно подтвержденные методы коррекции. Они индивидуальны, потому что каждый ребенок с аутизмом уникален. Но общие черты маршрута для ребенка с аутизмом известны: Диагностика аутизма, Ранняя помощь, Образование, Жизнь в обществе. маршрут помощиОпыт специалистов, работающих с детьми с РАС говорит, что если начинать коррекцию как можно раньше — с полутора — двух лет, начать всесторонние коррекционные мероприятия, то ребенок с большей вероятностью сможет со временем пойти в обычный детский сад и школу, успешно социализироваться.

Этот сайт — для родителей и специалистов, которые готовы посвятить свое время и силы для преодоления аутизма у детей. Все — о диагностике и коррекции аутизма в Украине и мире.

Разговорить ребенка с аутизмом

Практические советы для обучения аутичных детей общению по материалам книги Ф. Зюсманн “ Больше, чем слова” (F. Sussman “More than Words”)

ДАЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОВОД ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.(Give your child a reason to communicate).

Имеется тенденция, что родители держат всё, что может потребоваться ребенку, в пределах его досягаемости: его любимые игрушки на самой нижней полке и т.д. Но если у вашего ребенка не будет никаких трудностей с получением того, что он хочет, у него так же нет нужды обращаться к вам. Вы должны создать ситуации, побуждающие его к общению. Следующие советы могут помочь вам устроить ситуации, которые подтолкнут вашего ребенка к взаимодействию по разным причинам: для просьбы, отказа, приветствия, комментария, и выбора.
Эти советы подходят для детей всех уровней, но они должны быть готовы. Способы помочь ребенку научиться обращаться с просьбой. Положите его любимые вещи в поле его зрения, но ВНЕ предела его досягаемости.

  • Положите любимую еду на верхнюю полку буфета, где он может её видеть, но не может достать.
  • Положите его любимую видеокассету на полку вне предела его досягаемости, но так, чтобы он видел.
  • Положите любимые конфеты в прозрачную емкость, которую ему сложно открыть.

Используйте “people-toys” (народные игры) (пт).

ПТ – это игрушки, которыми сложно играть, такие как юла, мыльные пузыри, музыкальные шкатулки, и которые подталкивают вашего ребенка к взаимодействию: вашему ребенку понадобится ваша помощь, чтобы заставить игрушки “играть”. Даже если ребенок сам научиться играть ими, вы можете показать ему, что играть вдвоем намного интереснее, чем одному.

Ниже даны некоторые примеры. Дайте ребенку некоторое время, чтобы он сам подумал над тем, как использовать каждый из них и подождите, когда он растеряется или попросит вашей помощи. Затем вступите в игру и заставьте игрушку заработать. Иногда он сам выяснит, как ей пользоваться. Когда такое случается, празднуйте его успех объятием или “Ура!”, а затем найдите другую игрушку ПТ.

Заводные или сжимаемые игрушки.

Прыгающая лягушка или двигающийся поезд могут также понравиться вашему ребенку. Сжимаемые игрушки также забавны. Это игрушки, которые активируются, когда вы сжимаете маленькую ручную воздушную подушку. Заставьте игрушку идти. Когда она остановится, отдайте игрушку ребенку и ждите его просьбы завести её снова. Пузыри Надуйте несколько мыльных пузырей. Как только ребенок заинтересуется и начнет за ними наблюдать или лопать, прекратите. Подождите, пока он вас не попросит так или иначе повторить. Или, надуйте пузырь, чтобы привлечь его внимание. Надуйте еще один, а потом сделайте паузу, держа руку наготове у рта. Подождите его просьбы об еще пузырях. Шары Надуйте воздушный шарик, а потом выпустите из него воздух (возможно, ему понравится, если вы отпустите и шарик полетать в воздухе). Затем возьмите шарик в рот, и ждите, когда он как-нибудь попросит вас надуть по новой. Или надувайте шарик частично. Затем, с шариком во рту, ждите его просьбы. Заведите следующие игрушки: музыкальная шкатулка, юла и выпрыгивающий клоун, и когда они остановятся, ждите его просьбы повторить.

Создайте свои игрушки!

Смешная шапка. Оденьте смешную шапку на голову и подтолкните ребенка её стянуть. После проделывания это несколько раз, оденьте шапку, но усложните задачу для него – пусть ему будет сложно её достать. Ждите, чтобы он так или иначе попросил шапку. Вы можете использовать вместо шапки солнечные очки или другую выделяющуюся одежду, например мягкий шерстяной шарф.


Вода. Водяной фонтан может стать игрушкой. Включите воду и пусть ребенок поиграет. Затем выключите, пусть он попросит включить.


Зеркало.
Многие дети, особенно те, которые привлекательны внешне, любят свое отражение в зеркале. Воспользуйтесь его интересом и поиграйте с ним в игры. Уведите ребенка прочь от зеркала, и спросите: “Где Катя? (Миша, Петя…)”, а затем выпрыгните перед зеркалом с ним “Вот Катя!” После нескольких раз, удерживайте его подальше от зеркала подольше. Пусть он даст вам знать, что хочет увидеть себя, перед тем как выпрыгнуть. Зеркала также идеально подходят для копирующих игр. Дотроньтесь до носа мамы, потом до носа ребенка; до глаза папы, затем до глаза ребенка и т.д. Вы можете играть в любую игру перед зеркалом или петь песню перед ним.

Предлагайте вещи по частям.

Если вы будете давать ребенку то, что он хочет, все сразу, то у него нет нужды к вам обращаться. Давая ему это маленькими порциями, вы предоставляете ему причину сообщать вам его нужды. Разломайте печенье, картофельные чипсы на части и давайте ему по одной части за раз. Таким образом, он будет обращаться к вам снова и снова. Давайте одну деталь от паззла за раз. Некоторые игрушки легко выдавать по частям, потому как они состоят из нескольких частей. Выдавая ему паззлы, конструкторы, кольца и т.д. по частям, вы даете ему шанс обращаться к вам повторно, чтобы завершить свою конструкцию. Если он попытается вырвать все из вашей руки, спрячьте, а потом покажите, когда он попросит, (можно прятать в рукаве или кармане).

Все, кроме одной Выдавайте ребенку все, кроме одной части, которая ему потребуется. Держите эту часть вне предела его досягаемости, но в поле его зрения. Например, выдайте ему бумагу, но не давайте ножниц, или дайте ему банку с мыльной водой, но не давайте рамку для надувания пузырей.

Способы помочь ребенку сказать “Нет”, “Хватит”, “Все”, “Стоп!” Предлагайте самую нелюбимую вещь. Предложите вашему ребенку пищу, напиток или игрушку, которую он не любит, чтобы дать ему возможность выразить, сказать “НЕТ!” Позвольте ребенку закончить деятельность. Подождите, пока ребенку не надоест, наскучит какая-нибудь деятельность, а затем позвольте ему вам сообщить или через мимику, звук или слово, что ему достаточно. Например, продолжайте качать его на качелях (хотя, аутисты “известны” своей любовью к качелям, скорее вы устанете его качать), играйте в игру снова и снова. Или позвольте ему долго играть какой-нибудь игрушкой, а потом соблазните его прервать игру с ней, показав что-нибудь еще, что он любит. (Внимание: иногда он слишком быстро закончит свою деятельность, а иногда вы устанете и заскучаете раньше). Способы помочь ребенку сказать “привет” и “пока”.

Используйте щенков или мягкие игрушки. Спрячьте щенка или игрушку под столом, а потом позовите его по имени: “Шурик!”. Покажите игрушку, помашите ею, и скажите “привет!” Повторите это действие несколько раз и подтолкните ребенка помахать или поздороваться. В конце, покажите игрушку и подождите реакции ребенка: помахать или сказать “привет” самостоятельно.

Используйте свое окно Встаньте рядом с окном, махая и приветствуя каждого прохожего или машину, которая проедет. Затем через некоторое время, после очередной машины или прохожего, ничего не говорите и не делайте. Пусть ребенок сделает это самостоятельно. Способы подтолкнуть ребенка взаимодействовать или комментировать: делайте неожиданное. Создайте предсказуемые процедуры, а затем сделайте сюрприз. Когда ребенок привыкнет, что что-то всегда делается одинаково, сделайте неожиданное! Смена рутины воодушевит ребенка среагировать на сюрприз и, возможно, поговорить об этом. Здесь несколько примеров возможных сюрпризов. Прячьте вещи в необычных местах. Положите его любимую игрушку в ящик с его одеждой и подождите, когда он обнаружит сюрприз. Положите его фотографию между страниц книги, которую он просматривает. Храните молчание.

  • Просматривайте книги. Указывайте и называйте картинки. Затем укажите на картинку и ничего не говорите.
  • Смотрите в окно и выказывайте восторг тому, что вы видите: “Смотри, грузовик!”, “Смотри – кошка!”. В следующий раз, когда увидите что-нибудь интересное, продолжайте выказывать восторг, но не комментируйте.
  • Позвольте ребенку распаковывать продукты. Выказывайте большой интерес каждый раз, как достаете что-нибудь из сумки, и называйте это. Когда наступит очередь любимого лакомства, подождите, когда он оживиться или назовет его. То же самое можно проделывать в продуктовом магазине: “вот молоко”, “вот сок”. Затем встать напротив его любимой еды и ждать его реакции. Если вы думаете, что он может назвать еду, можете помочь ему : “а вот и…” и дайте ему завершить предложение.

Предложите что-нибудь другое. Играйте игрушками, которые используют несколько частей, как паззлы, матрешки, блоки, конструктор и т.д. Давайте ребенку по одной части за раз. Затем дайте что-нибудь совершенно отличное, или часть, которая не подходит, и ждите его реакции. Удивите запахом. Дайте ребенку понюхать что-нибудь, что он может учуять, но не может увидеть. Будьте воодушевлены и комментируйте. К примеру, положите в духовку пиццу, принюхайтесь явно к воздуху и скажите “мммм, ням-ням, пицца!” После нескольких раз, только принюхайтесь к воздуху и ждите какой-либо реакции ребенка. Удивите прикосновением. Помещайте руку вашего ребенка в холодную, липкую или мокрую субстанцию несколько раз, пока не выработается шаблон. Вы можете использовать пудинг или даже воду. Каждый раз, воодушевленно описывайте ощущение (“липко!”, “мокро!”). Затем поместите руку ребенка в совершенно отличную субстанцию и наблюдайте за реакцией. Используйте творческую “глупость”. Дети обожают, когда родители ошибаются. Сделайте что-нибудь глупое, и ваш ребенок обратит внимание. Когда одеваете ребенка, “нечаянно” забудьте что-нибудь из одежды, или сделайте что-нибудь неправильно. Например, ботинок носком назад.

Используйте ситуации, когда что-то идет не так.

Когда что-то идет не так как запланировано, используйте это время, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Например, когда его обед слишком горячий, не просто подуйте на него или помашите, а преувеличьте ситуацию и обыграйте, как будто это большое событие: “о!о! Слишком горячо!”. Если вы усилите ваши действия поддуванием или помахиванием, ваш ребенок может решить, что это что-то забавное, волнующее и, возможно, захочет принять участие. Когда все идет гладко, сделайте что-нибудь не так. Например, “нечаянно” уроните вилку во время обеда.

Притворитесь, что вы не знаете, где вещи.

Если вы притворитесь, что не знаете, где вещи, вы и ваш ребенок можете искать вместе. Он может произнести или сделать что-то новое в этой необычной ситуации. К примеру, как выходите из дома, заметьте, что не взяли его обед, перчатки или школьную сумку. Когда ребенок просит что-нибудь, например, свою игрушку, действуйте, будто они потерялась. Преувеличьте ваше расстройство и ждите его реакции. Притворитесь, что что-то сломано, когда это не так. Ваш ребенок ожидает, что все будет работать. Как он поведет себя, если что-то не будет?

Попробуйте вставить ключ в дверь неправильно. Скажитесь “о! ключ сломан!” Подождите, когда ребенок даст вам знать, что он чувствует в этой ситуации. Притворитесь, что вы не в порядке

Соорудите ситуацию, когда вы “сломаны”. Например, не можете видеть того, что видит ребенок, или не можете слышать то, что может он. Играйте так долго, пока ребенок не слишком расстроится.

Способы помочь ребенку сделать выбор. Когда вы даете ребенку сделать ребенку, вы позволяете ему посылать вам сообщения и выражать, что он чувствует. Представьте, чувство силы, радости, когда ребенок чувствует, что может сказать вам, что он хочет жестами, рисунками или словами! Подтолкните ребенка делать выбор, основываясь на его предпочтениях и “нелюбовях”. Начните с легких выборов Проще всего ребенку сделать выбор между двумя вещами, которые он может видеть: одно, что он действительно любит, а другое не любит. Держите выборы перед ним.   Сначала, предлагайте любимую вещь последней. Если ребенок только учится делать выбор, он часто выбирает последний объект, который ему предлагают. Он делает это, потому что это последний объект на который он смотрит. точно так же, как в эхолалии он повторяет последнее слово, которое слышит. Помня об этом, предлагайте наиболее вероятный выбор после менее вероятного варианта. Позже, предлагайте наиболее вероятный выбор первым Когда ваш ребенок уже опытен в выборе (повторяет несколько слов, которые слышит), предлагайте любимый вариант первым. Ведь надо убедиться в том, что он действительно делает выбор, а не просто берет последнюю вещь.

Давайте ему зрительные подсказки. В начале, вашему ребенку могут понадобиться зрительные подсказки для выбора. Вы можете держать настоящие объекты в руках, указывать на настоящие объекты или указывать на рисунки с ними. (Если вы держите их в руках, возможно, ребенку будет проще, если вы будете держать их друг над другом, нежели рядом). Поэкспериментируйте и с объектами, и с картинками, чтобы посмотреть, как ребенку понравиться больше. Некоторые варианты:

  • “Ты хочешь шапку или мыло?” (перед выходом на улицу)
  • “Ты хочешь молоко или сок?” (когда вы точно знаете, что он захочет что-то одно)
  • “Ты хочешь поиграть с мячом или посмотреть видео?” (вы знаете, что он предпочтет что-то одно)

ДА/НЕТ выбор. Если вы хотите потренировать ребенка отвечать да/нет, вы можете предлагать ему что-то, что вы знаете что он точно захочет или наоборот, точно не захочет. Пусть он видит оба предмета, чтобы он понял, что ему надо выбрать между двумя предметами. Например, держите паззл и куклу в другой руке. Вытяните куклу: “хочешь куклу?” Подтолкните его сказать “нет”. Если ребенок не может ответить, ответьте за него и покажите ему что он может сказать. Затем вытяните паззл: “хочешь паззл?”, помогите ему сказать “да”.

ОБОБЩЕНИЕ.

Для ребенка требуется время, чтобы начать общаться. В этой главе было рассмотрено 4 цели, к которым может приблизиться шаг за шагом ребенок:

  1. взаимодействовать с вами и другими людьми,
  2. общаться новыми способами,
  3. общаться для новых целей,
  4. понимать связь между вашими словами и тем, что происходит в мире.

Цели, которые вы перед ним поставите, зависят от того, на какой стадии взаимодействия с миром находится ребенок. Если ваш ребенок не посылает вам никаких сообщений напрямую, не ожидайте, что он сразу заговорит. Однако, ожидать, что он начнет обращать больше внимания на вас, — вполне реальная цель. Путем постепенной и последовательной переоценки целей и определения новых, вы поможете ребенку достичь полного раскрытия его потенциала. Во второй главе мы посмотрели, как вы можете дать ему толчок для общения. Когда вы делаете игрушки или еду менее доступной, или действуете творчески “глупо”, вы даете ребенку больше возможностей для общения. Вы как строитель и разработчик его среды, в которой бы он реагировал и отвечал на ваши действия.

Автор перевода  неизвестен. Большое спасибо!