Тестирование навыков и речевого развития VB-MAPP

Запись на диагностику и коррекцию аутизма, КиевТест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program – тестирование речевых навыков) разработан в  2008 г. Марком  Сандбергом, и с тех пор активно применяется в практике Прикладного анализа поведения. 

           Как известно, самый интеллектуальный процесс у человека – это речь. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее психологическое развитие и формирование сферы межличностного взаимодействия. Именно поэтому если специалист наблюдает задержку речевого развития, то впоследствии наступает момент, когда задержка речи влечет за собой вторичнуюзадержку психического развития. Уровень развития речи — очень важный показатель развития любого ребенка. Тест VB-MAPP поможет определить актуальный уровень развития речи ребенка и разработать индивидуальную подробную программу развития речи ребенка, подходит для любого ребенка с задержкой развития речи, прежде всего, для ребенка с аутизмом.

Посмотрите на эту таблицу, на нормы развития речи. Если у Вас возникают подозрения о задержке развития речи — обращайтесь к специалисту.

Возраст Нормы речевого развития
2 месяца Отдельные звуки, спонтанные вокализации, направленные к маме и иногда — другим взрослым
3 месяца Растягивание гласных звуков, гуление, «воркование», реакция на обращение
4 месяца Гуление перерастает в рулады (один гласный перетекает в другой), реакция на перемену интонации
5 месяцев Мелодичное гуление, случайный лепет, добавляются некоторые согласные звуки (п, б, м), первые сочетания слогов
6 месяцев Совершенствование случайного лепета, слияние согласных с гласными, попытки имитации слышимых звуков
7 месяцев Лепет, понимание смысла слов
8 месяцев Лепет как общение, имитация звуков, произносимых взрослыми, без понимания смысла
9 месяцев Усложнение лепета, звуковые серенады, произнесение первых облегченных слов
10 месяцев Понимание все большего количества слов, подражание речи взрослых, появление в речи новых слогов и простых слов
11 месяцев Воспроизведение звуков по собственному усмотрению, увеличение количества облегченных слов
12 месяцев Легкость в подражании новым услышанным словам, около 10 облегченных слов в активе, понимание более 20 слов
2-й год жизни Автономная активная речь (использование аморфных слов-корней); в 1,5 года — использование одного слова для обозначения ряда предметов); в 2 года — соотнесение знакомых слов с изображениями; к третьему году — попытки изменять слова; понимание и выполнение простейших команд
3-й год жизни Связный характер речи, появление и постепенное усложнение предложений, первые вопросы, изменение интонации, быстрое увеличение словарного запаса, словотворчество
4-й год жизни Появление в речи предложений, состоящих из подлежащего, сказуемого и дополнения; правильное произнесение большей части звуков; спосбность отвечать на простейшие вопросы; употребление фраз, состоящих более чем из четырех слов

Тест VB-MAPP предназначен для того, чтобы:

  • исследовать, как развиты навыки (вехи развития, в т.ч. речевые) у конкретного ребенка по сравнению  с уровнем развития навыков у типично развивающихся сверстников;
  • определить, что именно мешает усваивать навыки (тестирование преград обучения);
  • определить, как именно нужно обучать ребенка, на основании сформированных навыков, необходимых для обучения в натуральной  среде (один на один, микрогруппа, группа)
  • в какой последовательности обучать, и насколько подробно будет расписана программа.

 Основная цель тестирования вербальных навыков — определение актуального, начального уровня навыков ребенка и составление индивидуальной обучающей программы и программы по развитию речевых навыков.

Тест  VB-MAPP состоит из следующих разделов:

  1. Оценка вех развития – Milestones Assessment (тестирование существующих  на данный момент речевых навыков), включает 170 конкретных определений речевых навыков  и навыков обучения, распределенных на 3 уровня развития: 0-18 месяцев, 18-30 месяцев, 30-48 месяцев.
  2. Оценка преград для обучения —  Barriers Assessment.  Тестирование детей с аутизмом  и другими расстройствами развития. Оценка влияния проблематичного поведения, контроля стимулов,  зависимости  от подсказок,  слабой  мотивации, зависимости  от поощрений, гиперактивного  поведения, сенсорной дезинтергации (всего 24 навыка) на приобретение речевых навыков.
  3. Оценка переходов – Transition Assessment, содержит 18 разделов тестирования и помогает оценить продвижение  ребенка и определить, приобрел ли ребенок необходимые навыки для обучения в натуральной  среде.
  4. Анализ заданий и отслеживание приобретения навыка – Task Analysis and Skills Tracking. Каждый навык разбивается на элементарные. Можно легко отследить, что именно не получается у ребенка, чтобы общий навык был сформирован. Отсюда – и Индивидуальная программа развития для ребенка. 3десь содержится около 900 отдельных навыков, сгруппированных  в 16 разделах. Анализ задания позволяет более подробно отслеживать прогресс в приобретении того или иного навыка,  выстроить целый репертуар навыков. Если вехи развития можно назвать этажами здания, то анализ заданий можно определить как ступени, которые соединяют этажи  здания между собой.

Где можно пройти тестирование речевых навыков VB-MAPP?

Тестирование может провести специалист — поведенческий аналитик, имеет для этого знания, умения и навыки. В Киеве это провожу я, Компанец Наталья Николаевна.

Как проходит тестирование речевых навыков?

  1. На этапе ДО очной встречи (переписка по электронной почте, пишите на адрес det.psiholog@gmail.com ) Родители договариваются о тестировании заранее со специалистом, получают специальные опросники по электронной почте.
  2. Родители заполняют анкеты, высылают по электронной почте результаты.
  3. Назначается очная встреча со специалистом по тестированию VB-MAPP (таких встреч может быть несколько)
  4. На очных встречах. После полного тестирования специалист составляет Индивидуальную программу речевого развития, которую выполняют впоследствии родители – дома, и специалист – на занятиях.

 Еще советую всем детям с речевыми проблемами пройти курс «нейромассажа» — краниосакральной терапии. Обязательно прочитайте эту статью.